Нечеткие модели ценообразования.

Оценка компанией нового продукта - довольно сложная задача. Требуются совместные усилия экспертов по финансам, маркетингу, продажам и управлению, чтобы рекомендовать начальную цену нового потребительского продукта. Желание получить большую прибыль через завышение цен может создать рынок для конкурента.
Рассмотрим модель основанную на правилах или целях (требованиях Ri), разработанных экспертами. Перечислим некоторые типичные требования:

  • \(R_1 \stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь низкую цену;
  • \(R_2 \stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь высокую цену;
  • \(R_3 \stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь цену, близкую к цене конкурента.
  • \(R_4 \stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь цену близкую к удвоенной себестоимости;
  • Дополнительные требования или правила, относящиеся к конкретной ситуации, можно добавить, например,

  • \(R_5 \stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь немного более высокую цену чем цена конкурентов.
  • Лингвистические значения "низкая цена", "высокая цена", "близкая цена" могут быть модифицированы, что приводит к изменению самих требований.
    Противоречивые лингвистические значения "низкая цена" и "высокая цена" могут быть описаны правыми и левыми треугольными или трапециевидными числами на множестве альтернатив, являющемся подмножеством \(R^+\). Лингвистическая значение "близкая цена" может быть описана треугольными числами.

    Модель ценообразования с тремя правилами

    Модель 1.

    Рассмотрим модель ценообразования, состоящую из трех правил R1, R3 и R4 приведенных ранее.
    Предположим, что конкурентная цена равна 25, а удвойная стоимость изготовления - 30. Кроме того, множество альтернатив \(A_{alt}\) представляет собой интервал [10, 50], означающий, что цена товара должна лежать в этом интервале.
    Лингвистические переменные этих правил описываются нечеткими числами следующим образом: R1 представлено треугольным числом A1 (низкая цена), R3 и R4 представлены треугольными числами A3 (близко к конкурентной цене) и A4 (близко к удвоенной себестоимости). \[ A_1\stackrel{\triangle}{=}\mu_{A_1}(x)= \left\{ \begin{array}{lll} \frac{-x+40}{30}, & \hbox{ для } 10\le x\le 40,\\ 0, & \hbox{ иначе } \end{array} \right. \] \[ A_3\stackrel{\triangle}{=}\mu_{A_3}(x)= \left\{ \begin{array}{lll} \frac{x-20}{5}, & \hbox{ для } 20\le x\le 25,\\ \frac{-x+30}{5}, & \hbox{ для } 25\le x\le 30,\\ 0, & \hbox{ иначе}. \end{array} \right. \] \[ A_4\stackrel{\triangle}{=}\mu_{A_4}(x)= \left\{ \begin{array}{lll} \frac{x-25}{5}, & \hbox{ для } 25\le x\le 30,\\ \frac{-x+33}{5}, & \hbox{ для } 30\le x\le 35,\\ 0, & \hbox{ иначе}. \end{array} \right. \]


    Модель ценообразования с использованием правил R1, R3 и R4.

    Тогда решение D лежит в интервале [25; 30] \[ D\stackrel{\triangle}{=}\mu_{D}(x)=\min\left(\mu_{A_1}(x),\mu_{A_3}(x),\mu_{A_4}(x)\right). \] Совместное решение \(µ = \frac{−x +40}{30}\) и \(µ = \frac{x − 25}{5}\) дает максимальное решение \[ x_\max = 27.14, \] что интерпретируется как цена на товар. Эксперты принимают эту цену в качестве рекомендации.
    Из рисунка видно, что треугольное число A3 (близкие к конкурентной цене) способствует нечеткому решению D, но не оказывает никакого влияния на максимизирующее решение xmax. Только треугольные числа A4 (близкое к удвоенной себестоимости) и A1 (низкая цена) вносят вклад в xmax. Основную роль играет А4, чей пик с максимальным уровнем членства 1 составляет х = 30, что является удвоенной стоимостью производства. Из-за влияния А1 максимальная цена составляет 27,14.

    Модель 2.

    Рассмотрим модель ценообразования, в случае, если требование R1, определенное A1, модифицируется модификаторами: (a) очень; (б) немного.
    (а) Модифицированное правило R1 "очень" читается так

    очень R1 \(\stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь очень низкую цену.

    Модификацию функции принадлежности "очень" A1 проведем следующим образом \[ \mu_{very A_1}(x)=\mu^2_{A_1}(x)= \left\{ \begin{array}{lll} \left(\frac{-x+40}{30}\right)^2, & \hbox{ для } 10\le x\le 40,\\ 0, & \hbox{ иначе}. \end{array} \right. \] Это парабола на отрезке [10, 40]


    Модель ценообразования с использованием правил "очень" R1, R3 и R4.

    Решение D имеет функцию принадлежности \(µ_D (x)\) из интервала [25; 30] \[ \mu_{D}(x)=\min\left(\mu_{very A_1}(x),\mu_{A_3}(x),\mu_{A_4}(x)\right). \] Чтобы найти xmax, нужно решить совместно \(µ = \left(\frac{−x +40}{30}\right)^2\) и \(µ =\frac{х-25}{5}\), что приводит к квадратному уравнению \(x^2 - 260x + 6100 = 0\) и, соответственно, к решению 26.08 и 233.92. Находя решение из промежутка [25, 30], получаем \(x_\max = 26.08 ≈ 26\), что и дает предлагаемую цену продукта.
    Модификатор "очень" придает больше значения переменной. В данном случае мы получаем 26, то есть, меньшую цену, чем 27,14, то есть, ту, которую получали при условии одинакового влияния функций принадлежности.
    Рассмотрим случай не усиления влияние переменной, а ее ослабления.
    (b) Модифицированное правило R1 "немного" читается так

    немного R1 \(\stackrel{\triangle}{=}\) продукт должен иметь цену немного ниже.

    \[ \mu_{fairly A_1}(x)=\sqrt{\mu_{A_1}(x)}= \left\{ \begin{array}{lll} \sqrt{\left(\frac{-x+40}{30}\right)}, & \hbox{ для } 10\le x\le 40,\\ 0, & \hbox{ иначе}. \end{array} \right. \] Это также параболическая функция на отрезке [10, 40]


    Модель ценообразования с использованием правил "немного" R1, R3 и R4.

    Как видно, правило R1 (довольно низкая цена) не способствует нечеткому решению D с функцией принадлежности µD (x) в области D = [25; 30]. Только правила R3 и R4, т.e. A3 и A4, вносят вклад в D. Максимальное решение - это середина [25, 30], xmax = 27.5.

    Модель калькуляции цен

    Рассмотренные модели ценообразования позволяют получать максимальные решения на основе низкой цены и удвоенной себестоимости, но не отражая конкурентную цену, которая участвует в модели. Компания с такой ценовой политикой может создать рынок с благоприятными условиями для участника. Как следствие, компания может понести убытки, ведущие к таким действиям, как снижение цен, изменение дизайна продукта или его уход с рынка. Для компании может быть важнее серьезно рассматривать конкурентную цену, чем пытаться быстро получить прибыль от премиальных цен.
    Единственный надежный способ определения цены - это начать с того, что рынок готов заплатить, и, таким образом, оценить конкуренцию. Модель калькуляции цен иллюстрирует это предложение.
    Простая модель для отражения «затрат на основе цены» состоит из двух правил: R1 (низкая цена) и R3 (близко к конкурентной цене). R1 и R3 описываются треугольными числами A1 и A3 , определенными в модели 1.


    Модель расчета цены с правилами R1 и R3.

    Выпишем нечеткое решение D в области D = [20; 30] \[ D\stackrel{\triangle}{=}\mu_{D}(x)=\min\left(\mu_{A_1}(x),\mu_{A_3}(x)\right). \] Максимизирующим решением в [20, 30] является совместное решение уравнений \(µ =\frac{х-20}{5}\) и \(µ = \frac{-x +40}{30}\), это \(x_\max = 22.66\), что ниже конкурентной цены (как следствие требования низкой цены).
    Эта модель ценообразования, в отличие от моделей, описанных ранее, не включает требования в отношении стоимости производства. Цену 22,66 следует рассматривать как предложение. Продукт должен разрабатываться, производиться и продаваться, чтобы обеспечить получение прибыли, если цена продукта составляет 22,66 или близка к ней.
    Если продукт является новым на рынке и нет конкуренции, то следует предложить разумную цену, которую потребители готовы платить. Возможная модель может быть основана на правилах R1, R2 и R4.
    Если продукт превосходит продукт конкурента, это должно быть отражено в модели путем включения правила R5. Более изощренная и общая модель может содержать вместо R5 правила типа:

  • Если продукт превосходит продукт конкурентов, цена продукта должна быть выше, чем у конкурентов.
  • Как видно из рассмотренных моделей ценообразования, существуют правила, которые не способствуют принятию решения.
    Корень проблемы лежит в процедуре принятия решения на основе пересечения, что не всегда обеспечивает вклад от всех правил, которые участвуют в модели. В этих случаях принятие решения на основе пересечения может быть не самым подходящим методом для использования.
    Другой подход к принятию решений, который учитывает все цели и ограничения (или правила), основан на нечетком усреднении.